Все кредиты и займы Казахстана
круглосуточно, онлайн, без отказа.

Что делать если чужой человек взял кредит на ваше имя?

Что делать если чужой человек взял кредит на ваше имя?

 

Как поступить если обнаружили, что на ваше имя какой-то чужой человек оформил кредит? В этой статье мы рассмотрим вопросы: как защититься от мошенников и как не допустить таких случаев, если все же кто-то взял кредит на вас, что делать чтобы исправить ситуацию.

 


Содержание

  1. Статистика мошенничества
  2. Что предпринимать в случае обнаружения микрокредита, который был оформлен без вашего присутствия?
  3. Каков алгоритм действий при обнаружении заведомо непринадлежащего вам микрозайма?
  4. Что делать для того, чтобы получить отчёт по вашей КИ?
  5. Какие меры предосторожности можно предпринять, чтобы уберечься от мошеннических действий?
  6. Несколько полезных рекомендаций
  7. Несколько советов тем, кто не хочет оказаться в лапах мошенников 

 

В настоящее время мошенники изобретают всё новые способы обмана населения. Цель такого обмана всегда одна и та же – завладеть прямо или косвенно деньгами людей, либо персональными данными, которые помогут эти деньги получить. Объём таких данных в тёмном сегменте Интернета уже весьма велик. Именно им и пользуются мошенники разного рода, чтобы, скажем, без вашего присутствия оформить на вас микрозайм. А потом вы случайно обнаруживаете взятый на вас микрокредит.

Первый квартал прошлого года пополнил статистику несчастных случаев в сфере интернет-мошенничества. Всего было зарегистрировано почти 7 тысяч заявлений, из которых особо выделяется:

  • 18 обращений по применению при оформлении микрозайма чужой банковской карты;
  • 11 обращений по факту злоупотребления служебным положением сотрудников кредитной организации;
  • 1 обращение по факту мошенничества с недвижимостью.

Примерно треть обращений так или иначе были связаны непосредственно с оборотом в Сети персональных данных, которые позволяли завладеть имуществом или деньгами. При этом сами клиенты узнавали о взятом на них микрокредите только в момент, когда долг уже был продан коллекторским агентствам. Это происходит, когда просрочка по кредиту уже высока, а платежи так и не поступают.

Одним из ярких примеров такого может служить ситуация, случившаяся с одним из петропавловцев. Ему поступило письмо от одной из таких кредитных организаций, в котором сообщалось следующее:

  • 1 марта на него был оформлен микрозайм на сумму 55 тысяч тенге;
  • Срок займа составлял 20 дней, однако условия не были выполнены;
  • Итоговая сумма долга вместе с просрочкой увеличила взятую ссуду более чем вдвое.

Что предпринимать в случае обнаружения микрокредита, который был оформлен без вашего присутствия?

Если вы потеряли тот или иной документ, удостоверяющий вашу личность, велика вероятность того, что с него могут сделать скан или копию и оформить через него микрозайм в одной из ближайших МФО. Оплата задолженности в итоге ляжет на самого владельца документа.

Однако развитие высоких технологий позволяет мошенникам не бродить по улицам в поисках утерянных паспортов – большая часть недобросовестных сотрудников банков и магазинов могут «сливать» персональные данные за круглую прибавку к своему карману.

Для того, чтобы клиент мог своевременно узнать о возникшей у него задолженности, был разработан специальный инструмент – кредитная история. С помощью него клиент может быстро и своевременно проверить, не висит ли на нём каких-то подозрительных задолженностей, и если они есть – оперативно предотвратить применение их санкций по отношению к себе. Базы кредитных бюро содержат в себе исчерпывающий пласт информации обо всех заёмщиках и кредиторах Казахстана. Для клиента это означает, что ни один кредит, равно как и ни одна просрочка не ускользнёт от их взора.

Каков алгоритм действий при обнаружении заведомо непринадлежащего вам микрозайма?

В первую очередь необходимо узнать, какая организация выдала заём на ваше имя – крупный ли банк, либо МФО. Если эта организация находится в государственном перечне регулируемых законом – это будет только на пользу, ведь тогда её можно будет наказать за преступление. Уточнить подконтрольность организации можно на официальном сайте соответствующего ведомства в разделе реестров и перечней.

Обнаруженный факт мошенничества ни в коем случае нельзя замалчивать – полиция и прокуратура должны первыми узнать об этом и соответствующим образом отреагировать на поступившее заявление. Как правило, первое, что делается в таких случаях – производится проверка подписи в договоре на подлинность.

Имея на руках информацию об организации, в которой допустили подобную ошибку – обязательно свяжитесь с начальством этой структуры и во всех подробностях опишите возникшую ситуацию:

  1. Уведомите о случившемся государственные органы. В первую очередь сообщите в Агентство по регулированию финансового рынка. Впоследствии это позволит пресечь любые попытки организации проводить подобные операции.
  2. При утере паспорта или банковской карты важно также оповестить агентство об этом. Для этого необходимо приложить к вашему заявлению справку, подтверждающую утерю. Получить её можно в МВД или банке-эмитенте.
  3. Составьте сопроводительное письмо, в котором в обязательном порядке пропишите требование о проведении внутренних разбирательств по факту случившегося.

Созданное вами заявление не должно оставаться без внимания. С него следует снять необходимое количество копий. Это делается уже после регистрации заявления во внутренних системах организации. На каждой копии должна быть сделана отметка о дате заведения документа в базу. Помимо этого, вы, как владелец утраченного документа, вправе затребовать дубликат договора для изучения, а также уникальный клиентский код, который может указать конечный пункт взятой ссуды.

Важно также узнать и то, кто был на смене в тот момент, когда был произведён этот процесс. В случае, если организация отказывается предоставлять ту или иную информацию, клиент имеет полное право подать жалобу на такую организацию в то же самое агентство. Вообще, подавать жалобу в это агентство можно всегда, когда дело касается ущемления вас как потребителя финансовой услуги. При этом вы имеете право на подачу заявления даже в случае угроз со стороны коллекторов.

Всего за первый квартал минувшего года агентством было предпринято почти 70 действий, регулирующих деятельность финансовых структур. Предписаний на устранение нарушений было выдано примерно 16% от этого. Ещё около половины от оставшегося составляли меры постановки на учёт. Всё остальное – штрафные санкции от агентства. Общая сумма штрафов составила почти 7 миллионов тенге.

Если же окажется, что кредит оформлялся при помощи специального устройства, то нарушителя можно вычислить посредством камер, вмонтированных в них. На записях обычно отчётливо видно того, кто стоит перед устройством. Если кредит был оформлен через Интернет, то мошенники также легко вычисляются посредством IP-адреса, который присваивается каждому устройству в Интернете.

Практика судебных разбирательств показывает, что иногда среди недобросовестных заёмщиков попадаются не только люди со стороны, но и те, кому вы доверяете. Именно они могут быть главными виновниками вашего «торжества». Они имеют с вами доверительные отношения, из-за которых у них может быть доступ к вашим персональным данным и документам.

Яркий пример такой истории – один из жителей Туркестанской области. Он попал в кредитное рабство по вине своего родственника, который воспользовался его картой для получения микрозайма на свою карту. И этот случай – далеко не единственный в практике. Следует помнить, что лёгкие деньги, получаемые обманными методами, вскоре обернутся тяжёлыми судебными разбирательствами и даже уголовкой.

В случае, если организация не выявит каких-либо нарушений со своей стороны в ходе проверок, вам придётся идти дальше. Предстоит составить исковое заявление, в котором будет изложено требование аннулировать проведённую сделку. В случае, если исковое заявление будет удовлетворено, организация получит предписание  с требованиями:

  • Прекратить требовать деньги с вас, как не занимавшего их лица;
  • Списать «повисший» на вас кредит с вашего имени;
  • Аннулировать запись о взятом кредите в БКИ.

Что делать для того, чтобы получить отчёт по вашей КИ?

Вне зависимости от вашей текущей кредитной ситуации рекомендуем регулярно отслеживать свою кредитную историю на одном из двух порталов: https://www.1cb.kz/ или https://egov.kz/. Единожды в год обращение в БКИ будет для вас бесплатным, второе и последующие обращения будут стоить 400 тенге.

Вообще, любому, кто потребляет те или иные финансовые услуги, важно помнить о возможности проверки своей КИ следующее:

  • Помимо уже упомянутых выше сервисов, для проверки своей кредитной истории можно обратиться в специальное кредитное бюро, многофункциональные центры, а также на порталы государственных услуг.
  • Оптимальная частота запроса кредитной истории составляет 4 раза в год. Этот срок позволяет не допустить лишних расходов, однако позволит не упустить момент, если что-то будет не так. Раз в год, как говорилось ранее, услуга бесплатна.
  • Проверка кредитной истории должна в настоящее время стать такой же естественной процедурой, как визит к врачу на осмотр. В связи с ростом мошенничества в сфере киберпреступности вероятность кредита со стороны также растёт.
  • Во время обращения за любого рода займом банку требуется получать от вас письменное согласие на запрос кредитного отчёта из бюро. Однако решения по выдаче или невыдаче банки всё равно принимают сами.
  • Кредитное бюро никаким образом не убеждают банковскую структуру на стороне выдавать или отказать в кредите. Данные об имеющихся и погашенных ссудах будут храниться минимум десять лет с момента появления последней информации о кредите.
  • Категорически запрещено разглашение персональных данных из кредитного отчёта лицам, непричастным к оформлению займа. Подобное деяние можно классифицировать как уголовное преступление.

Какие меры предосторожности можно предпринять, чтобы уберечься от мошеннических действий?

  1. Никогда и ни на каких условиях не показывайте незнакомым в глаза людям ваши персональные данные. Особенно это касается фотокопий, а также цветных сканов с вашего паспорта или других документов.
  2. Сохраняйте в тайне данные ваших банковских карт и счетов. Особенно важно не рассылать их незнакомцам, где бы это ни происходило. И уж точно не стоит вывешивать их на всеобщее обозрение.
  3. Когда берёте трубку с незнакомого номера, никогда не говорите в начале разговора слово «ДА». Человек на том конце провода легко может оказаться мошенником и, завладев вашими данными, а также получив от вас голосовое согласие, занять на вас для себя крупную сумму денег.
  4. Перед регистрацией на сайте той или иной МФО, а также любого ресурса, оказывающего финансовые услуги, обязательно проверьте, чтобы перед названием сайта стоял префикс «HTTPS://» - это показатель защищённости вводимых там данных.
  5. В случае любых сомнений всю информацию желательно проверить несколько раз прежде, чем совершать действия. Откат действий будет затруднительным.

Совсем недавно один из главных казахских банков оказался жертвой фишинга. Неизвестные разместили в соцсети Facebook точную копию официального представительства банка. В рамках этой копии был запущен розыгрыш якобы от имени банка. Призы обещались с весьма высокой вероятностью, и люди в это верили.

В первую очередь следует обратить внимание на то, как были названы банки в этих сообщениях. Названия были буквально склеены из двух разных структур – первое слово принадлежало названию банка, а второе – мобильному приложению для работы с ним. А указанных в заголовках названий в официальном реестре организаций попросту не существует. Во-вторых, следует обратить внимание на контактные данные, которые мало того, что не существуют на территории Казахстана, но и не существуют вообще на европейском континенте. Всё это выдаёт подделку за официальный аккаунт.

В связи с этим вот ещё несколько полезных рекомендаций:

  1. Никогда не ведитесь на объявления от банков об акциях и розыгрышах сходу. Лучше несколько раз перепроверьте информацию в Интернете и по знакомым. При малейших сомнениях игнорируйте предложение.
  2. Никогда не сообщайте никому реквизиты своей банковской карты, даже сотрудникам банка. Никто не вправе знать их и тем более выспрашивать их у вас, даже под предлогом защиты от «мошенников».
  3. Более того, стоит сказать, что вся необходимая информация о ваших документах и реквизитах у самих сотрудников банка всегда на виду, и они даже при всём желании не будут уточнять её по телефону. Зато таким образом информацию добывают мошенники.
  4. Если какой-то загадочный человек на том конце провода назовётся сотрудником банка, немедленно кладите трубку. Помните, что банк не возместит вам убытки, допущенные с вашего же согласия.

В силу участившихся мошеннических актов крупнейшие банки Казахстана и ближайшего зарубежья записали серию видеороликов, которая показывает наиболее актуальные мошеннические схемы. Чаще всего схемы строятся на двух шаблонах.

Первый строится на запугивании клиента. Под видом якобы совершаемых подозрительных операций у клиента выманивается вся информация, после чего с его профиля совершаются те или иные действия. Второй строится на радости клиента. Якобы сотрудник банка рассказывает о победе в том или ином конкурсе и просит для перечисления денег за первое место раскрыть реквизиты карты. И в том, и в другом случае результат один – и он не в вашу пользу.

Вот ещё несколько советов тем, кто не хочет оказаться в лапах мошенников:

  1. В случае утери паспорта не затягивайте с обращением в органы – паспорт нужно как можно скорее аннулировать.
  2. В случае утери банковской карточки заблокируйте, а лучше перевыпустите её в банке.
  3. Тщательно исследуйте банкомат, на котором проводите операции: никаких дополнительных устройств или элементов на нём быть не должно.
  4. Если клавиатура банкомата не оборудована «крыльями» - по возможности найдите другой банкомат или прикрывайте комбинацию второй рукой.
  5. В случае кражи или утери устройства связи немедленно заблокируйте номер телефона, который в нём находится – это убережёт вас от посторонних регистраций.
  6. Постоянно обновляйте пароли от мобильного банка и всегда сверяйте информацию в документах, которые вам предоставляют.
  7. Помогайте старшему поколению советами по выживанию в киберпреступном мире – именно они чаще всего становятся жертвами.

И помните, что знания – лучшее оружие против любого мошенничества.

финансовый эксперт Дарига Джунусбекова
Дарига Джунусбекова
Автор статей, эксперт портала ЗаймыОнлайн.КЗ
Дарига Джунусбекова на Фейсбук 'email почта Дарига Джунусбекова
Закончила Казахстанский Аграрный Университет по специальности экономист-финансист.
Работала кредитным аналитиком в АО «Народный банк Казахстана», в настоящее время финансовый эксперт в портале ZajmyOnlajn.kz.
Похожие публикации экспертов

Комментарии

Ответы ()

    Наши эксперты готовы ответить на ваши вопросы. Спрашивайте, мы обязательно ответим!